Журнал «Дагестан» » Важное » Страницы летописи

Страницы летописи

95 лет назад произошло важнейшее событие в культурной жизни Дагестана — в республике открылся музей. И хотя он берёт исток с конца XIX в., именно с 1925 года музей стал функционировать как солидное культурно-просветительское учреждение с экспозицией и фондами, включающими в себя живописные полотна, редкое кавказское, азиатское и европейское оружие, коллекцию нумизматики, предметы быта, шедевры декоративно-прикладного искусства, антикварную мебель. Началась новая — музейная — эра в культуре Республики Дагестан!

 

 

Завещание штаб-лекаря Дагестанского конного полка

 

Создание музея в Дагестане связано с именем штаб-лекаря Дагестанского конного полка Ивана Семёновича Костемеревского (1813–1891). Он родился в деревне Костемерово Скопинского уезда Рязанской губернии в семье священника.




По окончании курса семинарии поступил в Императорскую Московскую медико-хирургическую академию, из которой был выпущен лекарем и в 1840 г. назначен врачом в Белевский егерский полк. Через шесть лет сдал экзамен на звание штаб-лекаря и в том же году был зачислен в Кавказский корпус, и вскоре получил место в Дагестанском иррегулярном конном полку.  И.С. Костемеревский заслужил к себе уважительное отношение не только у всадников Дагестанского конного полка, но и у местного населения, пользующегося услугами штаб-лекаря. Деятельность И.С. Костемеревского, помимо его прямых обязанностей, была самой разнообразной. По его инициативе открылась школа для детей всадников Дагестанского конного полка, он изучал природу, климат и топографию разных местностей Кавказа, публиковал свои статьи в «Кавказе», «Северной пчеле», «Москвитянине» и других изданиях, работал корреспондентом «Московских ведомостей».

И все-таки главным в жизни И.С. Костемеревского следует считать его пожертвование в размере 2779 рублей на поддержание кустарных промыслов в Дагестане, что впоследствии вылилось в создание музея.

 

Музею быть!

 

Через 19 лет, когда капитал И.С. Костемеревского, «завещавшего «на поддержку кустарных производств в Дагестане, посредством образования музея», почти удвоился, был поставлен вопрос о необходимости приступить к организации музея.

В 1910 г. в Темир-Хан-Шуре создается Комитет по устройству кустарного Дагестанского музея во главе с военным губернатором Дагестанской области Сигизмундом Викторовичем Вольским. Впоследствии, в связи с переходом С.В. Вольского на новую должность, с 17 марта 1915 г. председателем комитета станет исполняющий должность военного губернатора Дагестанской области князь Г.Т. Дадешкелиани.

В состав комитета вошли: помощник губернатора статский советник А.С. Кривенко, член-секретарь Дагестанского статистического комитета Евгений Иванович Козубский, начальник Темир-Хан-Шуринского округа П.Г. Эмиров, областной инженер З.А. Темирханов и инспектор Темир-Хан-Шуринского городского училища Г.В. Мустанов. В состав также были включены преподаватели Темир-Хан-Шуринского реального училища Д.Е. Поцхверов и Е.С. Котелевец.

Комитет ходатайствовал перед наместником Кавказским графом И.И. Воронцовым-Дашковым о ежегодном отпуске 500 руб. на содержание музея и о присвоении музею имени И.С. Костемеревского, на что получил одобрение. Следующим шагом комитета стало обращение к начальникам округов Дагестанской области о представлении списков селений и промыслов по каждому округу с указанием суммы, необходимой на приобретение коллекций для музея, а также о лицах, которые могли бы оказать материальную помощь в деле создания музея.

Цель заключалась в «собирании образцов кустарного производства, ознакомлении населения с улучшенными способами производств, снабжении кустарей приборами и сырыми материалами лучшего качества и по фабричным ценам, посредничестве между кустарями и потребителями».




С.В. Вольский предложил занять под будущий музей «4 комнаты с коридором, составляющие отдельные помещения в доме, занимаемом военным губернатором области, с особым подъездом на восточной стороне этого дома». По специально составленным эскизам были изготовлены витрины, шкафы и прочая мебель для будущей музейной экспозиции; заказаны штемпели, бланки музея для канцелярской деятельности,  

Население области отнеслось к созданию  музея благожелательно; из округов прибыли изделия местных мастеров, переданные в дар, что позволило без особых материальных затрат собрать разнообразные и наиболее характерные образцы кустарных производств. С сельскохозяйственной выставки, прошедшей в Темир-Хан-Шуре с 15 по 30 апреля 1912 г., поступила часть экспонируемых на ней предметов, в том числе ткацкие станки.




В 1912 г., после смерти Е.И. Козубского, должность заведующего музеем принял статский советник Ю.А. Роменский (с 31 января 1912 г.).

6 мая 1913 г. в Темир-Хан-Шуре с участием военного губернатора, представителей областной администрации, начальников местных учебных заведений и некоторых военных частей состоялось освящение и открытие Дагестанского кустарного музея имени И.С. Костемеревского. На посланную по такому случаю телеграмму наместнику Кавказскому последний пожелал успеха всем присутствующим на открытии музея.




Через некоторое время был составлен и издан первый каталог.

Открытие в начале ХХ в. музея в Дагестане стало значительным событием в культурной и даже политической жизни Кавказа. И хотя он размещался в небольшой части губернаторского дома, организация его и дальнейшее функционирование требовали немалых усилий.

Революции 1917 г. и последовавшие за ними драматические события в Дагестане оказались неблагоприятными для музея. Сильно поредевшие экспонаты в 1920 г. были переведены в новое помещение, в котором было положено начало «Народному музею Дагестана».

 

Несостоявшийся «Народный музей Дагестана»

 

К концу марта 1920 г. части Добровольческой армии генерала А.И. Деникина, оккупировавшие Дагестан с мая 1919 г., были окончательно разбиты повстанческими силами горцев. Вслед за этим, 2 апреля в Дагестан вошёл экспедиционный кавалерийский корпус ХI Красной Армии под командованием А. Смирнова. В Дагестане установилась советская власть. 11 апреля Верховная власть от Совета Обороны, прекратившего в связи с этим своё существование, трансформировалась в условиях мирного времени во вновь образованный орган — Дагревком под председательством Д. Коркмасова.   

В конце июня 1920 г. при подотделе искусств Дагестанского ревкома была учреждена специальная секция, на которую возлагалась охрана памятников искусства и старины. Секцию возглавил С.Н. Полторацкий — сотрудник Московского археологического общества, участник научно-археологических экспедиций академика Н.Я. Марра.

В воззвании секции к населению содержался призыв бережно хранить памятники искусства глубокой старины, дорогие каждому горцу как творчество его предков, не допускать разрушения и расхищения остатков древних зданий, мечетей и других памятников, имеющих «художественно-историческое и научное значение».

В июле 1920 г. в Темир-Хан-Шуре секция открывает «Народный музей Дагестана», призванный собирать и популяризировать наиболее выдающиеся произведения искусства, памятники материальной культуры; параллельно идёт работа по созданию научной библиотеки. Уже к началу 1921 г. в музее удалось вновь собрать значительное количество экспонатов, в том числе ряд редких предметов искусства Дагестана и народов Востока. Заведывание музеем было поручено всё тому же  С.Н. Полторацкому.

Однако в силу ряда причин, в том числе неблагонадёжности охраны, отсутствии особого фонда для приобретения экспонатов, музей пришлось закрыть. Немаловажной причиной закрытия явились и военные действия на территории Дагестана, направленные на подавление антисоветского восстания под руководством Н. Гоцинского. Так, в декабре 1920 г., опасаясь захвата повстанцами «оружия Шамиля», под которым якобы «объединится вся контрреволюционная часть Дагестана», органами ВЧК была вывезена в Москву сохранившаяся часть арсенала имамата.

В конце декабря 1921 г. прибывший из Тифлиса представитель Кавказского музея революции инициировал создание в Буйнакске филиала этого музея. Однако созданный Музей революции оказался нежизнеспособным.

 

Музей, институт, библиотека

 

Наконец, в июле 1923 г. Дагнаркомпрос при консультативном участии Северо-Кавказского института краеведения поставил вопрос о развёртывании музея. Поначалу работа проводилась при Дагестанском архивном управлении под руководством заведующего архивом П.И. Юдина. В Махачкале, куда были переведены дагестанские правительственные учреждения, под музей было выделено отдельное здание, из Буйнакска перевезли экспонаты бывшего «Народного музея Дагестана», в октябре было возвращено из Москвы «оружие Шамиля», всё имущество и денежные средства Дагвысткома переданы в музей и пр.

В ноябре 1923 г. был организован «Дагестанский музейный комитет» — «Дагглавмузей», председателем которого стал Алибек Алибекович Тахо-Годи. И с этого времени поэтапно (с января 1924 г.) началась активная работа по созданию музея, да так активно, что Московское отделение Центрального бюро краеведения при Российской Академии наук «выразило руководителям музея благодарность за успешное выполнение работ по краеведению».


Страницы летописи

В сентябре 1924 г. в Махачкале состоялся Краеведческий съезд социалистической культуры горских народов (Съезд краеведческих горских организаций). Чуть позже по инициативе наркома просвещения А.А. Тахо-Годи создаются научно-исследовательский институт, музей и библиотека. Первым директором музея и института был назначен Дмитрий Михайлович Павлов, избранный на съезде членом Совета Ассоциации Северо-Кавказских горских краеведческих организаций.




Дагестанский музей или, как он иногда назывался, музей дагестановедения, заручившись поддержкой ДагЦИКа, Наркомпроса, ведёт активную переписку с рядом музеев, например, Терским музеем во Владикавказе, бывшим Кавказским военно-историческим музеем (Храм Славы) в Тифлисе и др. о возможной передаче или обмене экспонатов, имеющих отношение к истории Дагестана. Параллельно идёт работа по комплектованию научной библиотеки, музей пополняется материалами, результатами различных экспедиций, проводятся выставки. Государственный музейный фонд передаёт коллекцию редкостей из собрания бывшего Кавказского наместника князя А.И. Барятинского. Берёт своё начало издательское дело — выходит в свет 1-й номер бюллетеня с насыщенной информацией, намечается продолжение издания «Дагестанского сборника».

1 января 1925 г. формируется Дагестанский научно-исследовательский институт с целью «обследования и изучения Дагестана», при котором были созданы «библиографический, этнолого-лингвистический, историко-археологический и естественнонаучный отделы».




Наконец, 1 апреля 1925 г. в Махачкале состоялось открытие музея, приуроченное к 5-летию установления Советской власти в Дагестане. В этот же день открылась Дагестанская государственная библиотека. Успех был небывалый! Музей посещает значительное количество народу, в том числе учёные-лимнологи из Германии, Японии, знаменитый полярник Фритьоф Нансен, политический деятель Клара Цеткин. Сразу был поставлен вопрос о нехватке экспозиционной площади, недостатке освещения, создании филиалов. Постановлением Совнаркома ДАССР от 29 апреля 1925 г. здание музея, расположенное на Комсомольской улице, 45 (бывшая Инженерная), было национализировано как имеющее государственное значение.

 

Повседневная жизнь музея

 

С открытием музея началась его повседневная жизнь, заключающаяся не только в изучении, описании экспонатов, но и в сохранении исторических объектов, памятников старины (фрагменты памятников апшеронцам и М.З. Аргутинскому-Долгорукову в Темир-Хан-Шуре, пушек времён Кавказской войны, крепости Бурная, «Беседки Шамиля» на Гунибе, Хунзахской крепости и др.). Музеем также проводились выставки, принимались студенты-практиканты столичных вузов.

18 февраля 1928 г., благодаря стараниям нар­кома А.А. Тахо-Годи, в Махачкалу на двух железнодорожных платформах прибывает холст панорамы Ф.А. Рубо «Штурм Ахульго», ранее хранившийся в Артиллерийском музее (г. Ленинград). Это стало очередной страницей в драматической истории творения Ф.А. Рубо — свёрнутая, она пролежала в неприспособленном помещении много лет, из-за чего стало возможным экспонировать только три её небольших фрагмента.  

Со второй половины 1929 г. директором музея становится Муэддин Джемал, впоследствии ставший известным дагестанским живописцем.

С начала 1930 г. его сменил Хас-Булат Аскар-Сарыджа — будущий знаменитый дагестанский скульптор. К этому времени музей занимал 18 комнат, в экспозиции насчитывалось 3300 экспонатов, в год проходило  240–250 экскурсий, а годовой бюджет составлял 17 тысяч рублей. Постепенно была налажена подготовка новых музейных кадров, «работников-националов».

Естественно, не всё шло гладко. Так, нерегулярно велись книги поступлений, отсутствовали инвентарные книги, из-за непригодности помещений фондов было сложно наладить правильное хранение экспонатов (всё той же панорамы Ф.А. Рубо «Ахульго») и др.

Одновременно растёт идеологизирование музейной деятельности, намечаются работы по «реэкспозиции залов музея на марксистско-диалектической основе», назревает необходимость «полного переоборудования Историко-революционного отдела и анализа реликвий и документов».

Дагестанская Автономная Советская Социалистическая Республика, преодолев первый десяток лет своего бытия, двигаясь через трудности к свершениям, осуществляя задуманное и переживая трагические потрясения, вступала в новое десятилетие. В этом движении принимал участие и Дагестанский

Популярные публикации

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Выходит с августа 2002 года. Периодичность - 6 раз в год.
Выходит с августа 2002 года.

Периодичность - 6 раз в год.

Учредитель:

Министерство печати и информации Республики Дагестан
367032, Республика Дагестан, г.Махачкала, пр.Насрутдинова, 1а

Адрес редакции:

367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон: +7 (8722) 51-03-60
Главный редактор М.И. Алиев
Сообщество