Журнал «Дагестан» » Общество » Оживляя Амузги

Оживляя Амузги

Считается, что селение Амузги умерло много лет назад, когда в конце прошлого века его покинули все жители. Ушли все, кроме  Патимат Нугаевой, которая для себя решила остаться до конца в доме, где прошла вся её жизнь, и где она родила одиннадцать детей. И до самой её смерти (она умерла три года назад) дети и внуки по очереди ходили в единственный дом в Амузги, сохранивший крышу на фоне каменных развалин, уже покрытых охристым мхом.



 

На самом деле Амузги умерло намного раньше, когда при советской власти местным жителям запретили делать то, что у них получалось лучше всего, — кинжалы, шашки и ножи, слава о которых гремела по всему миру, и которые сегодня украшают коллекции самых известных музеев планеты.  

Именно это, а не отсутствие электричества и дороги (до Амузги сегодня, как и много веков назад, можно добраться лишь по тропинке, берущей начало в Кубачи), и стало началом конца селения, многие века бывшим одним из самых известных на Северном Кавказе.




Попытку хотя бы ненадолго оживить Амузги предпринял московский журналист и художник Борис Войцеховский, который пригласил сюда певцов, музыкантов, танцоров, многочисленных гостей, а незадолго до их прихода  заполнил селение фантомами ушедших жителей. Двадцать пять женских фигур, выпиленных из фанеры и одетых в праздничные одежды, встали у разрушенных стен в ожидании. Получилось всё очень красиво — и больно. Это потом все дружно решили, что эти женщины встречают гостей, приехавших на праздник. А вначале, рано утром, когда гостей ещё не было, создавалось впечатление, что амузгинки возникли из небытия, чтобы проститься со старым селом, сердце которого перестало биться.




Село в этот день оживили не только женские фигуры. Говорят, что камни, из которых построены стены домов, после ухода людей скучают по голосам, детскому смеху, звукам шагов. Амузгинские же камни, думается, намного больше грезили совсем о других звуках. И они зазвучали: незадолго до прихода гостей в старом селе заработали сразу две древние кузни.




В своё время их вывезли из села на лошадях. А в день праздника потомки амузгинских кузнецов вернулись в село, согнувшись под тяжестью весьма нелёгкого груза. Древние дедовские меха для раздувания горна, наковальни, наборы инструментов, мешки с углем — в общем, всё необходимое для того, чтобы на глазах восторженных зрителей за считанные минуты из полоски ржавого металла выковать очередной клинок.




Вот только древний точильный круг, вырубленный из особого речного камня, мастера с собой не принесли. Много лет он пролежал в густой траве возле дома Патимат Нугаевой, оставленный здесь последним ушедшим мастером. В день праздника его подняли, установили на деревянные опоры и поднесли к вращающемуся каменному колесу только что выкованный нож. И праздник начался.




И ещё напоследок. Как только заработали кузни, стало абсолютно очевидно, что Амузги вовсе не умерло. Потому что Амузги — это не просто место на карте, и не горстка разрушенных домов. По большому счёту, Амузги — это ремесло, это звон наковальни, это искры, вылетающие из раскалённого горна. И поэтому оно будет жить, пока живут на свете амузгинские кузнецы, передающие секреты мастерства младшим братьям, детям и внукам.

 

Фото: Алексей Бобров

 

 

Популярные публикации

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Выходит с августа 2002 года. Периодичность - 6 раз в год.
Выходит с августа 2002 года.

Периодичность - 6 раз в год.

Учредитель:

Министерство печати и информации Республики Дагестан
367032, Республика Дагестан, г.Махачкала, пр.Насрутдинова, 1а

Адрес редакции:

367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон: +7 (8722) 51-03-60
Главный редактор М.И. Алиев
Сообщество