Журнал «Дагестан» » Культура » Воспевшие Победу

Воспевшие Победу

Культурная жизнь в Махачкале в этом году не слишком активна. А что поделать, если эпидемиологическая обстановка не располагает к проведению премьер, концертов и вернисажей. Все ушли в онлайн.

Но к середине осени стало возможным посещать некоторые спектакли, концерты и выставки, снова видеть «живьём» любимых артистов и любоваться произведениями искусства. Полные залы собирать всё ещё нельзя (и неизвестно, когда будет можно), поэтому немногочисленные зрители живо откликаются на всё происходящее (и, кажется, даже стараются аплодировать погромче)



 

 III Республиканский театральный фестиваль-конкурс «Воспевшие Дагестан» в Театре поэзии  прошёл в очень тёплой и дружеской атмосфере, которая бывает, когда после долгой разлуки встречаются близкие по духу люди.

Фестиваль проводится раз в два года. Он изначально задумывался как экспериментальная площадка: его участникам предлагалось не просто обратиться к поэзии народов Дагестана, но найти какую-то новую (для самого театра-участника, в первую очередь) форму. Прежде всего, для того, чтобы стихи и классиков национальной литературы, и современных авторов (включая тех, кто пишет на родных языках) были созвучны сегодняшнему времени, близки, понятны и интересны зрителю.




Театр поэзии для фестиваля выбран не случайно — там очень маленькая сцена, поэтому артисты оказываются совсем близко от зрителя, буквально на расстоянии вытянутой руки. На этой сцене невозможно отвлечь внимание спецэффектами, укрыться за декорациями, светом, костюмами — все обычные театральные приёмы и хитрости не работают. Остаётся самая суть — живое поэтическое слово в исполнении живых актёров.




Итоги III фестиваля-конкурса уже подведены, дипломы и призы розданы. Как это было, можно посмотреть по записи в Интернете. Нам же хочется рассказать о том, как выступил сам Театр поэзии, точнее, группа совсем молодых актёров — студентов выпускного курса актёрского отделения факультета культуры Даггосуниверситета, для которых сцена театра на протяжении нескольких лет была ещё одной учебной аудиторией.




Вообще, когда театр открывался пять лет назад, его руководство сразу заявило, что считает одной из своих основных задач помощь начинающим артистам (равно, как и начинающим поэтам!). Так оно и случилось: студенты не просто приходили сюда в качестве зрителей (хотя это тоже важная часть образования), но и участвовали в семинарах и мастер-классах, а главное, регулярно выступали сами: показывали этюды и отрывки, читали стихи и прозу. Росли, набирались опыта. Это всё ж таки большая разница, выступать на учебной сцене перед сокурсниками и педагогами или в настоящем театре перед зрителями. Не экзамен, но проверка на профпригодность. У театра всё ещё нет своей труппы, хотя бы нескольких артистов, состоящих в штате, но зато есть «дети». И, судя по всему, работают с ними правильно.




Специально к фестивалю «Воспевшие Дагестан» (и, конечно, к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне) Джамиля Рабаданова, Злата Шамхалаева, Диана Даимова, Папум Муржаидова, Ахмед Кудиев, Башир Абдурахманов и Тамерлан Матаев под руководством Джамили Мирзоевой и Изумруд Алиевой подготовили поэтическую композицию «Взорванный ад» по трагической поэме Фазу Алиевой «Красные жаворонки».




«Трагическая поэма» — очень точное определение жанра произведения, в эпиграф к которому вынесено — «Памяти погибших в немецких концлагерях». «Красные жаворонки» — результат труда многих лет, три месяца из которых Фазу Алиева работала в архивах Бухенвальда, одного из крупнейших концлагерей гитлеровской Германии, в котором 11 апреля 1945 года узники подняли восстание.




…Заключённые действовали сообща: по заранее намеченному плану они атаковали охрану и взяли лагерь под свой контроль. Два дня спустя в Бухенвальд вступили американские войска. В память об этом восстании 11 апреля объявлено Международным днём освобождения узников нацистских концлагерей.

Об этих событиях человеческой истории, об этом нечеловеческом ужасе лучше всего говорят сухие цифры и факты исторических документов, кадры фото- и кинохроники, рисунки и наброски с натуры, сделанные художниками-фронтовиками и военными корреспондентами. Если говорить об этом языком литературы и театра, то только так — сразу двумя высокими жанрами. И никаких инсценировок, чтобы не скатиться в пародию, не опошлить. Эмоциональное потрясение, испытанное Фазу Алиевой после посещения бывших лагерей смерти, накладывается на эмоции самих артистов. Живое, горячее, пульсирующее поэтическое слово, прочувствованное и прожитое молодыми исполнителями, обжигает. Спектакль построен таким образом, что «слова» чередуются с паузами, наполненными пластическим действием. Чтобы все выдохнули и вздохнули снова перед переходом на новый адов круг. «В тишине, оглушающей душу, колокол скорби мерно гудит»…




Любят у нас говорить о важности патриотического воспитания подрастающего поколения и при этом путать патриотизм с милитаризмом. Дети в военной форме, шагающие нестройными рядами, полосатые ленточки, старые песни на полную громкость из всех репродукторов, фотосессии в кокетливо сдвинутых набок пилотках — вывод: вой­на это весело, это прикольно. Актёры, участвовавшие в постановке «Взорванный ад», не играли в войнушку, и только за это уже достойны аплодисментов…

А ещё они искренне любят свою профессию, такую непрестижную, неперспективную, неденежную. Им обязательно надо играть этот спектакль в первую очередь перед своими сверстниками, в школьных актовых залах. Им поверят, и «ощутит душа дыхание печали той высокой».

 

Фото: Гаджикурбан Расулов

 

Популярные публикации

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Выходит с августа 2002 года. Периодичность - 6 раз в год.
Выходит с августа 2002 года.

Периодичность - 6 раз в год.

Учредитель:

Министерство печати и информации Республики Дагестан
367032, Республика Дагестан, г.Махачкала, пр.Насрутдинова, 1а

Адрес редакции:

367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон: +7 (8722) 51-03-60
Главный редактор М.И. Алиев
Сообщество